Научно-практический рецензируемый журнал
"Современные проблемы здравоохранения
и медицинской статистики"
Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics»
Новости научно-практического рецензируемого журнала
Больше новостей

Диагностика и профилактика преждевременного старения

Наркология

THE AVAILABILITY OF DOCTORS AND DRUG ABUSE CARE STRUCTURE IN THE KOSTROMA REGION

Počitaeva I .P.1
1. AFTER them. I.m. Sechenov, Moscow
Full file PDF (763 Kb)
УДК 614.2

 

ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ВРАЧАМИ И СТРУКТУРА НАРКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Почитаева И.П.

МГМУ им. И.М.Сеченова, г.Москва

 

Наркологическая помощь в Костромской области оказывается в 24 территориальных образованиях и в ОГБУЗ, работа которых построена  в соответствии с Программой противодействия наркомании и алкоголизму с междисциплинарным взаимодействием заинтересованных служб и ведомств. Несмотря на рост обеспеченности врачами-наркологами в динамике за последние 8 лет на 126,3%, укомплектованность, имевшая тенденцию к росту с 2007 по 2011 год, в последние годы ухудшилась на 22,7%, что отразилось на росте коэффициента совместительства в 1,5 раза.  Основными источниками финансирования являются: областной бюджет, платные услуги, которые не в полном объеме покрывают необходимые расходы для полноценного оказания наркологической помощи.

Ключевые слова: наркологическая помощь, обеспеченность врачами-наркологами, финансирование.

  

THE AVAILABILITY OF DOCTORS AND DRUG ABUSE CARE STRUCTURE IN THE KOSTROMA REGION

 Počitaeva I .P.

 AFTER them. I.m. Sechenov, Moscow

 

Narcological aid in the Kostroma region turns into 24 territorial entities and OGBUZ, which is built in accordance with the Programme of counteracting drug addiction and alcoholism with interdisciplinary interactions among interested agencies. Despite the growing availability of doctors-narkologist showing trends over the past 8 years at 126.3%, staffing, which tend to increase from 2007 to 2011 year, has deteriorated in recent years to 22.7%, which affected the growth of part-time factor in 1.5 times.  The main sources of funding are: regional budget, paid services, which do not fully cover the costs required for the full provision of drug treatment.

 Key words: Narcological aid, provision of medical narkologami, financing

 

Актуальность. Ряд трудов отечественных авторов посвящены вопросам распространенности наркомании [1, 2, 3], факторам развития наркотической зависимости [4, 5], а также организации наркологической помощи в регионах [6].Известно, чтокачественная организация специализированной помощивозможна при адекватном обеспечении кадровым потенциалом [7, 8]. В этой связи целью государственной программы развития здравоохранения Костромской области  [9] является обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям науки, реализация которой возможна при адекватном обеспечении кадрами. Обеспечение наркологических медицинских организаций кадрами отмечено также в Приказе Минздрава России от 05.06.2014 №263 [10]. В связи с широким распространением наркомании  изучение обеспеченности кадровыми ресурсами представляет актуальность проблемы в организации специализированной помощи.

Цель: изучить современную ситуацию по обеспеченности населения костромской области врачами наркологического профиля

Материал и методы: данные форм федерального статистического наблюдения № 30 «Сведения о медицинской организации» за период с 2005 по 2014 гг.

Результаты и их обсуждение. В Костромской области в рамках модернизации наркологической помощи проводится укрепление материально-технической базы и оснащенности медицинских организаций/кабинетов наркологического профиля современным оборудованием. В основу модернизации наркологической помощи легли экономические приоритеты и развитие реабилитационной помощи наркологическим больным. Однако при проведении оптимизации амбулаторно – поликлинической помощи не были учтены территориальные особенности заболеваемости и смертности от наркологических заболеваний и факторы риска их развития.

Следует отметить, что наиболее неблагополучным в эпидемиологическом плане по наркомании является район Нерехтский, в то время как по алкоголизму - Мантуровский, Пыщутский и Сусанинский районы, где отмечается низкая доступность наркологической помощи в виду неполной укомплектованности кадрами. Структура наркологической помощи Костромской области представлена на схеме 1.

Амбулаторно-поликлиническая наркологическая помощь населению Костромской области оказывается в 24 территориальных образованиях и в ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер». Это главное областное структурное подразделение наркологической помощи, где осуществляется профилактика, диагностика, лечение и реабилитационная помощь больным, а также организационно – методическое и практическое руководство по борьбе с наркологическими расстройствами.

 

 

Cхема 1. Виды наркологической помощи в Костромской области

 

Основными направлениями работы наркологической помощи являются:

  • повышение эффективности профилактических мероприятий, направленных на снижение наркологических заболеваний среди населения области;

  • своевременное выявление больных с наркологическими расстройствами (организационно-методическая работа по раннему выявлению больных алкоголизмом и наркоманией;

  •  разработка нормативно-правовых актов, взаимодействие с органами исполнительной власти, правоохранительными органами, надзорными и контролирующими органами);

  • повышение качества диагностики, лечения и реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией;

  • совершенствование системы мониторинга алкоголизма и наркомании, анализ эпидемиологической ситуации в регионе с целью определения дальнейшей стратегии профилактики их распространения;

  • организационно-методическое руководство поборьбе с наркологическими заболеваниями в Костромской области;

  • участие в реализации региональных программ: целевая программа «Профилактика пьянства и алкоголизма в Костромской области на 2010-2012 гг.»;

  • целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Костромской области на 2008-2012 гг.».

Таблица 1

Структурные подразделения Костромского областного наркологического диспансера, обеспечивающие амбулаторно-поликлиническую помощь

Подразделения

Количество,

 

Регистратура

1

Наркологических кабинетов для приема взрослого населения

6

Кабинет для детско-подросткового населения

1

Кабинет медицинского психолога

1

Химико-токсикологическая лаборатория

1

Клинико-диагностическая лаборатория

1

Организационно-методический кабинет

1

Круглосуточный кабинет экспертизы алкогольного и наркотического опьянения

1

 

В наркологическом диспансере амбулаторно-поликлиническое отделение на 96 посещений в смену в своем составе имеет 6 наркологических кабинетов для приема взрослого населения, 1 кабинет для детско-подросткового населения, кабинет медицинского психолога, химико-токсикологическую и клинико-диагностическую лаборатории,организационно-методический кабинет, круглосуточный кабинет экспертизы алкогольного/наркотического опьянения.

Деятельность медицинских организаций/кабинетов наркологического профиля, оказывающих специализированную медицинскую помощь, зависит от кадрового и финансового обеспечения. Одним из важных аспектов повышения эффективности профилактики наркологических заболеваний является обеспеченность кадрами. Однако в Костромской области укомплектованность специалистами за весь анализируемый период не превышала 60,0% от должного уровня.

Следует отметить, что в крупных территориальных образованиях области обеспеченность специалистами несколько лучше, чем в ее отдаленных административных районах области. На этом фоне отмечается дефицит психиатров-наркологов по обслуживанию взрослого и детского населения.

В Костромской области, несмотря на рост обеспеченности врачами-наркологами в динамике за последние 8 лет на 126,3%, укомплектованность, имевшая тенденцию к росту с 2007 по 2011 год, в последние годы ухудшилась на 22,7%, что отразилось на росте коэффициента совместительства в 1,5 раза.

Информация по обеспеченности и укомплектованности врачами –наркологами представлена на рисунке 1 и таблице 2.

 

Рисунок 1. Обеспеченность врачами-наркологами в Костромской  области за период с 2007 по 2014 гг. (на 10 000 населения)

  

Таблица 2

Укомплектованность медицинских организаций Костромской области врачами-наркологами и их совместительство за период с 2007-2014 гг.

 

Показатель

2007г

2008г

2009г

2010г

2011г

2012г

2013г

2014г

Укомплектованность в %

58

59

60

60

60

58,4

56,8

46,4

Коэффициент совместительства

1,5

1,5

1,2

1,2

1,2

1,6

1,6

1,8

 

В развитии и совершенствовании медицинских услуг любого структурного подразделения и профильной медицинской организации главным рычагом является финансовое обеспечение. Основными источниками финансирования наркологической медицинской организации являются: областной бюджет, платные услуги и субсидии с федерального бюджета. В виду того, что Костромская область является дотационным субъектом с невысоким уровнем областного бюджета, дефицит финансирования наркологической помощи достаточно велик; поскольку утверждается лишь часть необходимой суммы, заявленной профильной медицинской организацией. При этом лимиты бюджетных обязательств не всегда обеспечиваются. К примеру, в соответствии с программой модернизации наркологической помощи Костромской области в 2011-2012 гг. на обеспечение наркологической помощи из средств федерального бюджета было направлено более 20 млн. рублей. Эти средства позволили приобрести необходимое оборудование для обеспечения порядков оказания наркологической помощи.

Все районные больницы области имеют лицензию на оказание амбулаторной наркологической помощи, соответствуют требованиям СанПин и обеспечены необходимым оборудованием.

Часть финансовых поступлений ежегодно составляют платные услуги, оказываемые врачами-наркологами. За анализируемый период доля финансовых поступлений за счет платных услуг не превышала 20,5%. Финансовые средства, полученные посредством платных услуг, позволяют покрыть расходы медицинских организаций по таким статьям, как заработная плата, приобретение оборудования, оплата коммунальных услуг, ремонтные работы, услуги связи, приобретение канцелярских товаров и оргтехники.

Структура финансовых источников наркологической помощи Костромской области представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2. Структура финансовых источников наркологической помощи Костромской области (в % без учета субсидий из федерального бюджета)

 

Таким образом, в развитии и совершенствовании медицинских услуг в наркологической помощи Костромской области главным рычагом является финансовое обеспечение. По результатам исследования основными источниками финансирования наркологических медицинских организаций/кабинетов являются: областной бюджет, платные услуги, которые не в полном объеме покрывают необходимые расходы для полноценного оказания наркологической помощи. Наряду с этим остается низкой укомплектованность врачами-наркологами. Наблюдающийся рост обеспеченности специалистами не покрывает дефицит кадровых ресурсов.

Следует отметить, что недостаточное материальное обеспечение наркологической помощи снижает возможность полноценного обеспечения медицинской помощи наркологическим больных, в том числе проведении поддерживающей и противорецидивной терапии.

 

 Выводы

  1. Амбулаторно-поликлиническая наркологическая помощь населению Костромской области оказывается в 24 территориальных образованиях и в ОГБУЗ «Костромской областной наркологический диспансер», работа которых построена  в соответствии с Программой противодействия наркомании и алкоголизму с междисциплинарным взаимодействием заинтересованных служб и ведомств.

  2. В Костромской области, несмотря на рост обеспеченности врачами-наркологами в динамике за последние 8 лет на 126,3%, укомплектованность, имевшая тенденцию к росту с 2007 по 2011 год, в последние годы ухудшилась на 22,7%, что отразилось на росте коэффициента совместительства в 1,5 раза.

  3. Основными источниками финансирования наркологических медицинских организаций/кабинетов являются: областной бюджет, платные услуги, которые не в полном объеме покрывают необходимые расходы для полноценного оказания наркологической помощи. Из финансового обеспечения 77,0-76,5% составляют бюджетные расходы и практически пятую часть – платные услуги.

     

    Литература

  1. Сон И.М., Российская молодежь: проблемы и решения/И.М.Сон, С.А.Леонов, А.Ф. Мейснер, М.А.Иванова//М.:Центр социального прогнозирования, 2005. с.648 (с.-302-317).

  2. Влияние наркомании на социально-экономическое развитие общества . г.Москва-Екатеринбург,2006. Редакция академика РАМП В.И.Стародубова. чл. корр.- РАН А.И.Татаркина с.66-102. Михайлова Ю.В., Сон И.М., Иванова М.А., Мейснер А.Ф., Леонов С.А

  3. Иванова, М.А. Учтенная частота распространения токсикоманий и злоупотребления ненаркотическими психоактивными веществами в Российской Федерации за период с 2000 по 2010 гг. [Электронный ресурс] /М.А. Иванова, М.В. Воробьев //Информационно-аналитический вестник. «Социальные аспекты здоровья населения». – 2012. - № 2 (24). – Режим доступа: http://vestnik.mednet.ru /content/category/5/59/30/lang,ru/

  4. Брюн А.Е. Наркологическое заболевание – результат накопления факторов риска в процессе психического развития. Научно-популярный журнал «Независимость личности». 2009. № 2. – С.- 3-9.

  5. Иванова М.А. Т.М. Павлова, О.Ж. Бузик. К вопросу об организации медицинской помощи больным с наркотической зависимостью. Журнал «Вопросы наркологии». 2010. №4.  С. 117-122.

  6. Кормилина О.М. Социально-гигиеническая оценка организации наркологической помощи в субъекте Российской Федерации: автореф. дисс. канд мед наук: 14.02.03 / Кормилина Ольга Михайловна; [Место защиты: ГОУ ВПО "Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии» Минздравсоцразвития России]. -Новосибирск, 2011. - 24 с.

  7. Иванова М.А. Нормирование труда - один из путей оптимизации качества оказания медицинской помощи больным. «Информационно-аналитический вестник. Социальные аспекты здоровья населения». 2007.-№3 http://vestnik.mednet.ru/content/view/42/30/.

  8. Иванова М.А. Частота распространения алкогольной зависимости и кадровые ресурсы наркологических учреждений /М.А. Иванова, В.В. Киржанова, Т.М. Павлова /Сборник научных трудов ФГУ «ЦНИИОИЗ Росздрава» «Организационные основы кадровой политики» Москва. РИО «ФГБУ ЦНИИОИЗ». 2010. С.57- 59.

  9. Государственная программа Костромской области "Развитие здравоохранения Костромской области до 2020 года", утвержденная Постановлением администрации Костромской области от 30 апреля 2013 года N 195-а.

  10. Приказ Минздрава России от 05.06.2014 №263 (ред от 05.02.2015) «Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года».

     

    Literatura

    1.   Son I.M.,  Rossijskaja molodezh': problemy i reshenija/I.M.Son, S.A.Leonov, A.F. Mejsner, M.A.Ivanova//M.:Centr social'nogo prognozirovanija, 2005. s.648 (s.-302-317).

    2.   Vlijanie narkomanii na social'no-jekonomicheskoe razvitie obshhestva . g.Moskva-Ekaterinburg,2006. Redakcija akademika RAMP V.I.Starodubova. chl. korr.- RAN A.I.Tatarkina s.66-102. Mihajlova Ju.V., Son I.M., Ivanova M.A., Mejsner A.F., Leonov S.A

    3.   Ivanova, M.A. Uchtennaja chastota rasprostranenija toksikomanij i zloupotreblenija nenarkoticheskimi psihoaktivnymi veshhestvami v Rossijskoj Federacii za period s 2000 po 2010 gg. [Jelektronnyj resurs] /M.A. Ivanova, M.V. Vorob'ev //Informacionno-analiticheskij vestnik. «Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija». – 2012. - № 2 (24). – Rezhim dostupa: http://vestnik.mednet.ru /content/category/5/59/30/lang,ru/

    4.   Brjun A.E. Narkologicheskoe zabolevanie – rezul'tat nakoplenija faktorov riska v processe psihicheskogo razvitija. Nauchno-populjarnyj zhurnal «Nezavisimost' lichnosti». 2009. № 2. – S.- 3-9.

    5.   Ivanova M.A. T.M. Pavlova, O.Zh. Buzik. K voprosu ob organizacii medicinskoj pomoshhi bol'nym s narkoticheskoj zavisimost'ju. Zhurnal «Voprosy narkologii». 2010. №4.  S. 117-122.

    6.   Kormilina O.M. Social'no-gigienicheskaja ocenka organizacii narkologicheskoj pomoshhi v sub"ekte Rossijskoj Federacii: avtoref. diss. kand med nauk: 14.02.03 / Kormilina Ol'ga Mihajlovna; [Mesto zashhity: GOU VPO "Novosibirskij nauchno-issledovatel'skij institut travmatologii i ortopedii» Minzdravsocrazvitija Rossii]. -Novosibirsk, 2011. - 24 s.

    7.   Ivanova M.A. Normirovanie truda - odin iz putej optimizacii kachestva okazanija medicinskoj pomoshhi bol'nym. «Informacionno-analiticheskij vestnik. Social'nye aspekty zdorov'ja naselenija». 2007.-№3 http://vestnik.mednet.ru/content/view/42/30/.

    8.   Ivanova M.A. Chastota rasprostranenija alkogol'noj zavisimosti i kadrovye resursy narkologicheskih uchrezhdenij /M.A. Ivanova, V.V. Kirzhanova, T.M. Pavlova /Sbornik nauchnyh trudov FGU «CNIIOIZ Roszdrava» «Organizacionnye osnovy kadrovoj politiki» Moskva. RIO «FGBU CNIIOIZ». 2010. S.57- 59.

    9.   Gosudarstvennaja programma Kostromskoj oblasti "Razvitie zdravoohranenija Kostromskoj oblasti do 2020 goda", utverzhdennaja Postanovleniem administracii Kostromskoj oblasti ot 30 aprelja 2013 goda N 195-a.

    10. Prikaz Minzdrava Rossii ot 05.06.2014 №263 (red ot 05.02.2015) «Ob utverzhdenii Koncepcii modernizacii narkologicheskoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2016 goda».

     

 

 

Keywords Narcological aid, provision of medical narkologami, financing

Full file PDF
Počitaeva I .P., THE AVAILABILITY OF DOCTORS AND DRUG ABUSE CARE STRUCTURE IN THE KOSTROMA REGION // Scientific journal «Current problems of health care and medical statistics». - 2015. - №2;
URL: http://healthproblem.ru/magazines?textEn=66 (date of access: 23.04.2024).

Code to embed on your website or blog:

Article views:
Today 1 | Week 3 | Total: 6995